НДС у УК по коммунальным услугам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «НДС у УК по коммунальным услугам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Как происходит формирование стоимости ЖКУ

Для понимания сферы обслуживания, которое регламентировано законом для обязательного исполнения коммунальщиками, следует знать стандартный перечень этих услуг. К ним относятся:

  • все виды ремонта текущего характера, которые направлены на поддержание комплекса жилья в удовлетворительном состоянии. Эти работы обычно перечислены в договоре, который заключается между гражданами и коммунальщиками;
  • услуги коммунального направления, где собраны ресурсные поставки, и работы, выполнение которых необходимо для максимального обеспечения комфортом жизни граждан;
  • действия, выполняемые не коммунальными службами, а другими организациями, по соглашению непосредственно с владельцами жилищ. Сюда можно отнести теле- и радио- услуги и другие аналоги.

Порядок применения льготы

Осуществление операций, не облагаемых НДС, означает, что налогоплательщики не начисляют налог на стоимость реализованных работ, услуг. Тем не менее они обязаны составлять счета-фактуры, вести журналы учета полученных и выставленных счетов-фактур, книги покупок и книги продаж (пп. 1 п. 3 ст. 169 НК РФ). Согласно п. 5 ст. 168 НК РФ налогоплательщик оформляет расчетные и первичные учетные документы, а также выставляет счета-фактуры без выделения соответствующих сумм налога. При этом на указанных документах делается соответствующая надпись или ставится штамп «Без налога (НДС)». Эти требования исключают возможность введения контрагента в заблуждение относительно цены товара, а также выступают гарантией надлежащего информирования контрагента относительно предпосылок получения им налогового вычета (Определение КС РФ от 07.11.2008 N 1049-О-О).

Дополнение статьи 162 НК РФ

Комментируемый Закон внес дополнения в гл. 21 НК РФ не только в части расширения операций, освобожденных от налогообложения. Так, начиная с 2010 г. в ст. 162 НК РФ появится новый п. 3. Согласно данному пункту все те же категории налогоплательщиков (названы в начале статьи) не включают в налоговую базу денежные средства, полученные на формирование резерва на проведение текущего и капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме.

Как видим, законодатель воспользовался формулировкой, аналогичной той, что представлена в пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ. Однако нормы гл. 21 НК РФ в этой части не корреспондируют с правилами гл. 25 НК РФ, в частности со ст. 324, поэтому, полагаем, трудностей у налогоплательщиков не возникнет.

Фактически п. 3 ст. 162 НК РФ освобождает от налогообложения суммы предварительной оплаты, полученные налогоплательщиками в счет проведения текущего и капитального ремонта общего имущества в следующих периодах. Причем независимо от того, пользуется ли налогоплательщик льготой, предусмотренной пп. 30 п. 3 ст. 149 НК РФ. Для правомерности неначисления НДС на поступившие суммы платежей за ремонт, запланированный на следующие периоды, в решении общего собрания собственников помещений о ремонте следует отразить, что ремонт финансируется путем формирования резерва (например, на отдельном расчетном счете).

Постановление Президиума ВАС РФ N 12552/10

Такая практика складывалась вплоть до опубликования 03.05.2011 Постановления Президиума ВАС РФ от 22.02.2011 N 12552/10 (далее — Постановление N 12552/10). Водоканал пытался взыскать с ТСЖ задолженность по договору, рассчитанную исходя из тарифа, увеличенного на сумму НДС. При этом ключевой момент состоял в том, что тариф для РСО был единым без учета НДС, для населения тариф отдельно не устанавливался. Суды апелляционной и кассационной инстанций посчитали, что при определении стоимости потребленной воды и сброшенных сточных вод следует руководствоваться тарифом, установленным для РСО органом местного самоуправления, без учета НДС, поскольку ТСЖ не осуществляет реализацию ресурса и коммунальных услуг, а лишь выступает в роли посредника при проведении расчетов, занимаясь сбором денежных средств с собственников жилья и их перечислением в полном размере на счета РСО.

В чем суть предложенной игры

Если Вы хотите испытать свою удачу, то лучшим решением будет именно данное развлечение. Единственное, что требуется от игрока — постоянно набирать высоту, увеличивая свой выигрыш. На итоговую сумму оказывает влияние не расстояние полета, а именно его высота.

Чем выше взлетит самолет, тем больше будет коэффициент. Именно он влияет на размер выигрыша. Основное требование к игроку — быть предельно внимательным и знать меру. Благодаря этому, можно не только получить удовольствие от игрового процесса, но и выиграть огромные деньги.

В начале каждой игры генератор создает максимальный предел множителя и пользователю нужно приложить усилия для его достижения. Пользователю нужно своевременно нажать на кнопку и забрать выигрыш. Требуется доверять своему чутью, т.к. это шанс выиграть и не тратить впустую деньги.

Aviator отличается следующими особенностями:

  • Начальный множитель равняется х1 и увеличивается по мере набора высоты, что потенциально может привести к коэффициенту в несколько сотен.
  • Сделанная ставка моментально увеличивается на значение, которое было в момент прекращения полета.
  • Генерация в начале каждого раунда значения, при котором самолет улетит. Здесь все зависит от удачи и это нужно помнить.
  • Простота в освоении, поскольку от игрока требуется только вовремя нажать на кнопку остановки полета.

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляют специализированные организации муниципального комплекса. Согласно действующему законодательству, они не могут быть освобождены от необходимости перечислять налог на добавленную стоимость.

Сама концепция муниципального комплекса закреплена в законе № 210-ФЗ, принятый 30 декабря 2004 года, и является юридическим лицом, занимающимся устройством систем коммунальной инфраструктуры, а также эксплуатацией всех типов объектов, предназначенных для размещения твердых бытовых отходов.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в этом случае не имеет существенного различия, но при этом важную роль играет порядок использования указанной системы муниципальной инфраструктуры.

Пункт 1 статьи 168 ТУИР предусматривает, что в процессе продажи товарной продукции налогоплательщик в этом случае должен также представить дополнительную сумму налога по отношению к первоначальной стоимости товаров.

Облагаются ли коммунальные платежи НДС

В соответствии с правилами, указанными в пункте 3 статьи 149 ТУИР, указано, что продажа коммунальных услуг полностью освобождена от налога на добавленную стоимость.

Это правило применяется только в том случае, если коммунальные услуги предоставляются ассоциациями владельцев собственности, управляющими организациями и другими специализированными потребительскими кооперативами, обучение которых проводилось для удовлетворения потребностей граждан в секторе недвижимости, а также для обеспечения оптимального обслуживания муниципальных образований инженерные системы.

Читайте также:  Как изменить имя ребенку?

При этом стоит отметить, что указанное правило не предусматривает возможности освобождения от уплаты налогов на коммунальные услуги, продаваемые управляющим организациям специализированными сервисными комплексами, а также поставщикам газа и электроэнергии.

Важно знать: закон об отмене векселя в 2021 году

Аналогичным образом, любые работы, связанные с поддержанием зданий в хорошем состоянии и ремонтом предметов общего пользования, не освобождаются от уплаты этого налога.

Сегодня управляющие компании, работающие по упрощенной системе налогообложения, находятся в несколько неоднозначной ситуации. Поскольку ставки изначально указаны с учетом налога на добавленную стоимость, граждане уплачивают их с учетом этого платежа, и если в будущем компания, работающая по упрощенному режиму, не уплатит соответствующую сумму в бюджет, то фактически она будет закреплено за ним, что в соответствии с действующим законодательством является прямым нарушением государственного регулирования цен.

Следовательно, если компания, предоставляющая коммунальные услуги, работает по упрощенной системе и не желает платить налог на добавленную стоимость в общеустановленном порядке, то ей следует обратиться в местное самоуправление, чтобы получить возможность устанавливать ставки для граждан, а не для граждан включая указанный платеж.

Для этого можно инициировать специализированную экспертизу тарифов, результатом которой будет указание на то, что отсутствие налога на добавленную стоимость в установленных ценах в конечном итоге существенно снизит затраты для рядовых граждан.

Как происходит возврат векселей — читайте дальше.

В этой статье мы расскажем, где оплачивать счета.

Поэтому БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты работают для вас 24/7!

Рост коммунальных тарифов в некоторых субъектах СЗФО и без грядущих законодательных изменений можно назвать очень сущест-венным. К примеру, в Великом Новгороде с 1 июля тепловая энергия подорожала на 12,3 процента, горячая вода — на 11,2 процента, услуги водоснабжения и водоотведения — на 7-8 процентов. В распоряжении правительства РФ речь шла о максимально возможном повышении коммунальных тарифов в области в среднем на 5,5 процента. Но новгородские чиновники, соблюдя необходимые процедуры, перешагнули предельную планку.

— Власти региона утверждают, что повышение тарифов связано с реализацией инвестиционных программ в сфере водо- и теплоснабжения, — делится информацией председатель новгородской региональной общественной организации «Собрание коренных новгородцев», кандидат экономических наук Анна Черепанова. — Однако понять, насколько такое решение экономически обосновано, невозможно. Не проводился независимый аудит ни инвестиционных программ, которые сейчас приходится оплачивать населению, ни непосредственно новых тарифов. Хотя депутаты гордумы, которые отказывались голосовать за инициативу о повышении стоимости коммунальных ресурсов, настаивали на проведении независимого аудита. Если НДС в сфере ЖКХ все-таки повысят, новгородцы в любом случае будут платить за коммунальные ресурсы еще больше, чем сейчас. На каждые сто рублей, предусмотренных тарифом, гражданам будут начислять не 18, а 20 рублей. Кроме того, у властей появится дополнительное основание еще раз пересмотреть стоимость коммунальных услуг.

Строго говоря, действующие тарифы не устраивают практически всех поставщиков ресурсов. И чаще всего речь идет не о завышенных показателях, а о занижении планки. Но если, к примеру, водоканал Санкт-Петербурга дополнительная налоговая нагрузка заставит сократить расходы на развитие, другие коммунальные предприятия повышение НДС может отправить за грань рентабельности, отмечают эксперты.

— Поэтому я согласен с необходимостью применения дифференцированного подхода, — подчеркивает Вадим Чекалин. — Поставщиков коммунальных услуг, тарифы которых регулируются государ-ством, вообще не должно, на мой взгляд, затронуть повышение НДС. Что касается нерегулируемых услуг, таких как Интернет, связь, телевидение и так далее, здесь требуется более обстоятельная дискуссия.

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

Помещение сдано в аренду: как правильно перевыставлять коммунальные платежи

Поэтому сумму коммунальных услуг арендодатель перевыставляет арендодателю без начисления НДС.

При этом, по мнению финансового ведомства и налоговых органов, денежные средства, полученные от арендаторов в качестве компенсации коммунальных услуг, признаются внереализационным доходом арендодателя. Одновременно затраты арендодателя на оплату этих услуг учитываются в расходах.

Обоснование вывода: Для начала отметим, что законодательство не содержит такого понятия, как «коммунальные услуги».

На практике под этим термином обычно понимают широкий спектр договоров, заключаемых в целях обеспечения деятельности объекта аренды: электро-, тепло-, газо-, водоснабжения, регулируемых нормами параграфа 6 «Энергоснабжение» гл. 30 «Купля-продажа» ГК РФ, а также водоотведения, уборки помещений здания и окружающей территории и т.п.

Стоимость коммунальных услуг включена в арендную плату.

При таком способе арендная плата в договоре аренды указана уже с учетом коммунальных платежей. Причем возможны два варианта расчета стоимости аренды.

Первый вариант:

Ежемесячная сумма арендных платежей является фиксированной (не меняется в течение срока действия договора аренды). Данный вариант наиболее простой, но у него есть определенные недостатки. Ведь в этом случае не учитывается изменение количества израсходованной энергии. Вместе с тем потребление энергоресурсов зависит от сезонности и загрузки оборудования. Например, в холодный период возрастает использование теплоносителей. При укороченном световом дне увеличивается стоимость потребленной электроэнергии. Кроме того, при фиксированных суммах не учитывается загрузка оборудования. Поэтому при данном варианте трудно заранее установить величину «коммуналки» на таком уровне, чтобы она устроила обе стороны договора аренды: для арендатора не была запредельно велика, а арендодателя не вводила в убытки. По этой же причине у налоговых органов могут возникнуть претензии в экономической оправданности подобного расчета стоимости арендной платы.

Значит, предпочтительнее — Второй вариант:

Когда арендная плата за помещения состоит из двух частей:

  • постоянной
  • переменной

Постоянная часть является фиксированной и представляет собой плату за пользование арендуемыми площадями.

Переменная часть складывается из стоимости электроэнергии, водоснабжения, иных коммунальных и аналогичных услуг, фактически потребленных арендатором, и рассчитывается исходя из тарифов снабжающих организаций.

Тогда в договоре аренды необходимо прописать порядок расчета переменной составляющей арендной платы:

  • либо по данным показателей приборов учета (если это возможно)
  • либо расчетным путем (например, пропорционально арендуемой площади)

Оплата коммунальных услуг на основании посреднического договора с арендодателем

Существует третий способ оформления компенсации коммунальных платежей. Он рассмотрен в абзаце 2 пункта 3 письма ФНС России № ШС-22-3/86@. Так, арендодатель и арендатор вправе заключить посреднический договор (договор комиссии или агентский договор), в соответствии с которым арендодатель выступает посредником по приобретению коммунальных и иных аналогичных услуг арендатором. По таким договорам арендодатель представляет интересы арендатора в отношениях со снабжающими организациями. Впоследствии арендодатель как посредник перевыставляет счета, полученные от поставщиков коммунальных услуг, арендатору с выделением в них сумм НДС.

Читайте также:  Процедура оформления наследства

В пункте 6 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2004 № 85 указано, что сделка, совершенная до установления отношений по договору комиссии, не может быть признана заключенной во исполнение поручения комитента. Как правило, договоры со снабжающими организациями заключаются арендодателем до оформления посреднических договоров с арендаторами. Возникают ли при этом какие-либо налоговые риски в связи с приведенным выше мнением ВАС РФ? В аналогичной ситуации, разбиравшейся в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 26.10.2009 № А03-10350/2007, налоговый орган отказал арендатору в вычетах «входного» НДС по коммунальным услугам. По мнению налоговиков, договор электроснабжения между арендодателем и снабжающей организацией не может считаться заключенным во исполнение агентского договора между арендодателем и арендатором. Суд отклонил этот довод инспекции, так как договор со снабжающей организацией в спорный период являлся действующим (пролонгированным), договоры аренды и агентские договоры в установленном порядке не признаны недействительными, электроэнергия поставлялась налогоплательщику, была им оприходована и оплачена. Решение было вынесено в пользу налогоплательщика.

Вне зависимости от вида посреднического договора арендатор должен выплатить вознаграждение посреднику за его услуги в порядке, установленном в договоре (ст. 991 и 1006 ГК РФ). А арендодатель-посредник обязан исчислить НДС со стоимости посреднического вознаграждения (п. 1 ст. 156 НК РФ). Договор, заключенный между арендатором и арендодателем, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к посредническим договорам гражданским законодательством (гл. 51 и 52 ГК РФ).

Так, в договоре обязательно предусматривается, что комиссионер или агент (он же арендодатель) обязуется по поручению другой стороны (в данном случае арендатора) оплачивать услуги коммунальным службам от своего имени, но за счет комитента или принципала.

Учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг?

Нужно ли выставлять НДС потребителю коммунальных услуг? Минфин разъяснил, что объектом налогообложения в данном случае являются: операции по производству товаров и осуществлению работ и услуг на территории России, передача имущественных прав. Другие операции налогами не облагаются.

Согласно НК РФ реализация КУ, которые предоставляет управляющая МКД организация — не подлежит налогообложению. От налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Коммунальные услуги, которые осуществляют организации коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС. Организация коммунального комплекса — юридическое лицо, которое занимается системами коммунальной инфраструктуры, эксплуатирует объекты для утилизации ТКО. Важно, как организация использует системы коммунальной инфраструктуры. Если систему применяют для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, то при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Бухгалтерские ошибки приводят к тяжелым последствиям — штрафам, увольнениям и уголовной ответственности. В зоне риска бухгалтеры и руководители организаций. Мы изучили типичные ошибки, которые допускают бухгалтеры, и рассказали, чем они опасны и как их избежать.

С 1 января 2010 г. от налогообложения НДС освобождается реализация коммунальных услуг, предоставляемых управляющими организациями, при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций. Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Федеральная налоговая служба рассмотрела Ваши обращения от 19.04.2012 и от 26.04.2012, полученные из Общественной палаты Российской Федерации (письма от 04.05.2012 № 2-14/8642-П и от 16.05.2012 № 2-1444/9142-П), в отношении вопроса обоснованности включения в тарифы суммы налога на добавленную стоимость (далее — НДС) при реализации населению коммунальных услуг и в части вопросов, относящихся к компетенции ФНС России, сообщает следующее.

В соответствии со статьей 153 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее — Жилищный кодекс) обязанность по оплате за коммунальные услуги несут собственники жилых помещений, а также лица, использующие жилые помещения по договору найма, аренды или на других законных основаниях.

В силу части 4 статьи 154 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления).

В соответствии с ч. 1 ст. 157 Жилищного кодекса плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии — исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно ч. 2 ст. 157 Жилищного кодекса размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 № 307 утверждены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам (далее — Правила).

Согласно пунктам 1, 2 данные Правила регулируют отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг, устанавливают их права и обязанности, ответственность, а также порядок контроля качества предоставления коммунальных услуг.

Под исполнителем понимается юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги. Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений — иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы. Под потребителями понимаются граждане, использующие коммунальные услуги для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.

На основании пункта 3 Правил коммунальными услугами признается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания в жилых помещениях граждан.

Пунктом 15 Правил установлено, что в случае если исполнителем является товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив либо управляющая организация, то расчет размера платы за коммунальные услуги, а также приобретение исполнителем холодной воды, горячей воды, услуг водоотведения, электрической энергии, газа и тепловой энергии осуществляется по тарифам, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации и используемым для расчета размера платы за коммунальные услуги гражданами.

В соответствии с подпунктом 29 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) не подлежат налогообложению НДС операции по реализации коммунальных услуг, предоставляемых гражданам управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — управляющая организация). Данные операции не облагаются НДС при условии приобретения коммунальных услуг указанными налогоплательщиками у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

При этом обращаем Ваше внимание на то, что операции по реализации организациями коммунального комплекса коммунальных услуг на основании пункта 1 статьи 146 Кодекса облагаются НДС в общеустановленном порядке, вне зависимости от того, кто приобретает эти услуги.

Читайте также:  Как происходит возбуждение уголовного дела?

Пунктом 1 статьи 168 Кодекса установлено, что при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю этих товаров (работ, услуг) соответствующую сумму налога. В том случае если покупателем является население, то в соответствии с пунктом 6 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы).

Таким образом, при реализации ресурсоснабжающей организацией коммунальных услуг исполнителям, в том числе жилищно-строительным кооперативам, или непосредственно гражданам (населению) стоимость этих услуг с учетом НДС будет одинакова, а порядок предъявления этим покупателям суммы НДС для оплаты — различен, то есть исполнителю коммунальных услуг предъявляется тариф и дополнительно сумма НДС, исчисленная с этого тарифа, а непосредственно населению — тариф, увеличенный на сумму налога.


Реализация коммунальных услуг, предоставляемых определенными субъектами, освобождается от НДС. Речь идет об управляющих организациях, ТСЖ, жилищно-строительных, жилищных или иных специализированных потребительских кооперативах. Условие — приобретение коммунальных услуг у организаций коммунального комплекса, поставщиков электрической энергии и газоснабжающих организаций.

Если эти услуги реализуются организацией коммунального комплекса, соответствующие операции облагаются НДС в общем порядке.

НДС-вычеты по коммунальным услугам при аренде

Формальное освобождение управляющих компаний и других подобных исполнителей от уплаты налога при выполнении коммунальных услуг и общедомовых работ в многоквартирном доме, не предоставляет им права исключать суммы этого налога из платежных квитанций на оплату для населения. Поэтому получается нестыковка: в законе указывается, что оказание услуг освобождено от НДС, а на практике их облагают налогом. В конечном счете потребитель оплачивает их вместе с данным федеральным налогом, что подтверждается платежными документами с соответствующей графой.

Важно! Норма закона по освобождению деятельности по оказанию коммунальных услуг от обложения налогом, позиционируется законодателями как льгота для компаний, их оказывающих. Однако на практике никаких экономических выгод предпринимателям она не несет, а их услуги жителям в общеустановленном порядке облагаются НДС, что повышает их стоимость и невыгодно как для предпринимателей, так и для потребителей.

Проблема состоит в том, что согласно законодательным нормам, регулирующим условия и порядок осуществления коммунальных услуг и их оплаты, исполнителями этой работы называются УО, товарищества собственников недвижимости, жилищные кооперативы. На практике же они сами непосредственно их не оказывают, однако в нормативных актах названы исполнителями.

В Федеральную налоговую службу часто поступают вопросы о том, выставляется ли НДС при приобретении потребителями коммунальных услуг. Поэтому ведомство составило письмо, в котором разъяснило, учитывается ли сумма НДС в цене коммунальных услуг.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ, объектом налогообложения считаются:

  • операции по осуществлению товаров, работ и услуг на территории России,
  • передача имущественных прав.

Другие операции налогами не облагаются. Полных их перечень представлен в ст. 149 НК РФ. Нас интересует пп. 29 п. 3 указанной статьи, согласно которому не подлежит налогообложению реализация КУ, предоставляемых управляющими организациями, ТСЖ, ЖСК, ЖК и другими специализированными потребительскими кооперативами.

ФНС РФ делает вывод, что от налогообложения НДС освобождаются операции по осуществлению коммунальных услуг только тех управляющих организаций, которые в установленном порядке предоставляют КУ потребителям.

Коммунальные услуги, осуществляемые организациями коммунального комплекса, не освобождаются от налогообложения НДС.

Что такое организация коммунального комплекса, объясняет Федеральный закон от 30.12.2004 N 210-ФЗ. Это юридическое лицо:

  • занимающееся системами коммунальной инфраструктуры,
  • эксплуатирующее объекты для утилизации ТБО.

Организационно-правовая форма юридического лица не важна, чего не скажешь о порядке использования системы коммунальной инфраструктуры.

Она должна применяться для производства товаров или оказания услуг для обеспечения электро-, тепло-, водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод.

П. 1 ст. 168 НК РФ определяет, что при реализации товаров налогоплательщик дополнительно к цене товара предъявляет к оплате покупателю сумму налога.

Осуществление КУ организациями коммунального комплекса управляющей организации производится по тарифам, увеличенным на соответствующую сумму НДС.

Когда дальше УО поставляет коммунальные услуги потребителям, НДС она не прибавляет (пп. 29 п. 3 ст. 149 НК РФ). Однако, согласно п. 2 ст. 170 НК РФ, суммы НДС, предъявлённые управляющей организации организациями коммунального комплекса, учитываются УО в стоимости приобретённых КУ.

Поэтому потребители оплачивают КУ по стоимости, в которой уже учтена сумма НДС.

ФНС РФ приводит пример. Организация коммунального комплекса предоставляет коммунальную услугу управляющей организации по тарифу и НДС согласно этому тарифу: 100 и 18 рублей соответственно.

НДС УО учитывает в стоимости приобретённых коммунальных услуг и поставляет их потребителям за 118 рублей с учётом НДС.

ФНС РФ напоминает, что в соответствии с п. 5 ст. 149 НК РФ управляющая организация может отказаться от освобождения от налогообложения операций, перечисленных в п. 3 ст. 149 НК РФ.

Если УО выбирает этот вариант, то потребители оплачивают тариф, увеличенный на сумму НДС – 118 рублей, из которых 100 рублей – тариф и 18 рублей – НДС. Поэтому потребители приобретают коммунальные услуги с уже учтённой суммой НДС.

Этот вывод поддерживает постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 72.

Для начала определимся, что означают вышеназванные платежи. Подобные выплаты осуществляются за услуги, необходимые для обеспечения стандартных условий постоянного проживания людей в жилых помещениях. Они называются коммунальными, их перечень содержится в Правилах – инструктивном документе, принятом Правительством в 2021 году. Список включает услуги по закупке и поставке следующих ресурсов:

  • электроэнергии;
  • снабжение водой;
  • устройство канализации;
  • обеспечение природным газом;
  • отопления;
  • вывоз твердых неопасных отходов.

Павшинская пойма «микрорайон красногорье»

Вопрос обложения НДС стоимости услуг, реализуемых организациями коммунального комплекса, не раз становился предметом судебных разбирательств.

ФНС России в письме от 06.02.2013 № ЕД-19-3/11 разложила этот вопрос «по полочкам».

Порядок от ФНС России Налоговики напомнили, что реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, а также передача имущественных прав являются объектом обложения НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146

НК РФ). Однако предоставление коммунальных услуг гражданам управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными или иными специализированными потребительскими кооперативами (далее — управляющая компания) НДС не облагается (подп.

29 п. 3 ст. 149 НК РФ).

Организация коммунального комплекса

Коммунальные услуги, которые предоставляются специализированными организациями коммунального комплекса. В соответствии с действующим законодательством не могут освобождаться от необходимости перечисления налога на добавленную стоимость.

Организационно-правовая форма, на основании которой действует указанное юридическое лицо, в данном случае не имеет какой-либо существенной разницы, но в то же время достаточно важную роль играет порядок использования указанной системы коммунальной инфраструктуры.

В пункте 1 статьи 168 Налогового кодекса говорится о том, что в процессе реализации товарной продукции налогоплательщик в данном случае должен предъявить к изначальной стоимости товара также дополнительную сумму налога.

Ее использование должно осуществляться для того, чтобы производить какую-либо товарную продукцию или же оказывать услуги, необходимые для поставки гражданам воды, тепла, электричества, а также очистки и отведения сточных вод.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...