Расчет льготной выслуги лет для пенсии военнослужащим

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчет льготной выслуги лет для пенсии военнослужащим». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Говоря о льготной выслуге, законодатель подразумевает, что некоторые периоды службы засчитываются в счет стажа в сроках, в большую сторону отличающихся от календарных периодов. От военных нередко можно услышать фразу «у меня выслуга год за полтора», но это утверждение не верно.

Пенсия не предоставляется автоматически, поэтому оформляется исключительно в заявительном порядке. К правилам ее получения относится:

  • гражданин самостоятельно составляет заявление, которое передается работникам отделения ПФ по месту прописки;
  • допускается принести документацию не только лично, но и через представителя, а также ее можно отправить по почте;
  • оформлением допускается заниматься на сайте ПФ или портале Госуслуг;
  • документация рассматривается в течение 10 дней, но при наличии веских причин срок может быть продлен до трех месяцев;
  • если принимается положительное решение, то пособие выплачивается с момента подачи заявления;
  • для оформления пенсии по выслуге требуется паспорт, заявление, справка с места прописки, трудовая книжка, СНИЛС и справка, содержащая сведения о размере дохода за 5 лет;
  • собираются документы, содержащие сведения о классе опасности рабочего места и надбавках, что позволит представителям ПФ правильно рассчитать размер пособия.

Подготавливаются как оригиналы, так и копии этих документов.

Понятие льготной выслуги лет

К примеру, военнослужащий проходит службу в части, где стаж рассчитывается 1:1, но на 3 месяца его направили в зону боевых действий, он стал участником ВБД, и в льготное исчисление войдут эти 3 месяца, а не весь год. Другой пример расчета: служащий в войсках со льготным исчислением стажа 1:1,5 месяца 3 дня непосредственно участвовал в контртеррористической операции на основании приказа, эти дни будут исчисляться 1:3. Если армеец получил ранение или другое увечье при участии в такой операции, время непрерывного нахождения в лечебном учреждении будет так же засчитано в стаж, как 1:3. Факторы, влияющие на сроки, величину коэффициента и правила исчисления льготной выслуги, изложены в Постановлении Правительства от 22 сентября 1993 г. N 941.

Как посчитать доплату

Мнение эксперта

Ильин Владислав Денисович

Практикующий юрист с 8-летним стажем. Специализация — гражданское право. Большой опыт в составлении договоров.

Доплата за стаж считается довольно просто, так как непосредственно зависит от оклада сотрудника МВД и выражается в процентном отношении от нее.

Более подробно это отражено в таблице ниже:

Срок службы Доплата (в процентах от оклада)
2-5 лет 10%
5-10 лет 15%
10-15 лет 20%
15-20 лет 25%
20-25 лет 30%
Более 25 лет 40%

Зачем отодвинули срок

По уверениям экспертов и аналитиков увеличивать срок официального выхода на пенсию в России пришлось из-за того, что количество неработающих граждан неуклонно растет. Это может повлечь за собой разбалансировку системы выплаты пенсий. И государство вообще не сможет выдавать платежи своим пожилым гражданам.

В 70-х годах 20 века на пенсионную выплату одного пенсионера трудились 3,7 гражданина. В 2022 году количество работающих снизилось до 2 граждан. К 2044 году количество таких работников и вовсе снизится до 1,5 человек.

Дополнительным поводом аналитики приводят увеличение продолжительности жизни. Поэтому гражданин гораздо дольше находится на попечении государства и других трудящихся, чем было раньше. Насколько объективны такие заявления мнения расходятся.

Госслужащие могут одновременно получать две пенсии. Одну по выслуге лет. Это подтверждает ФЗ-166. Другую – по старости, как все граждане РФ. При этом для получения пенсии по выслуге лет достаточно 20 лет стажа в должности государственного служащего. Также увеличены требования к возрасту будущего пенсионера. Увеличение проходит в несколько этапов, как указано в таблице:

Год, когда работник достигнет пенсионного возраста

Минимальный стаж

Минимальный возраст для женщин и мужчин соответственно

2018 16 56 лет / 61 год
2019 16,5 56,5 лет /61,5 год
2020 17 57 лет/ 62 года
2021 17,5 57,5 лет / 62,5 года
2022 18 58 лет / 63 года
2023 18,5 58,5 лет / 63,5 года
2024 19 59 лет / 64 года
2025 19,5 59,5 лет / 64,5 года
2026 и более 20 60 лет/ 65лет

Таким образом, изменения в 2021 году коснулись возраста выхода на пенсию госслужащих и размера минимального стажа. Еще одно требование – ИПК. Чтобы уйти с работы и получать пособие, госслужащий в России должен набрать пенсионный коэффициент. В 2021 году составляет – 21 балл. Если пенсионер не попадает под эти критерии, но проработал 25 лет в качестве госслужащего, он может подать запрос на оформление выплаты.

Размер пенсии госслужащим по выслуге лет

С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.

За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.

Читайте также:  Решение принято: миллионы россиян получат прибавку к пенсии в апреле 2023 года

Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет

Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

2025 год

Что включается в стаж государственной гражданской службы

Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;

В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):

  1. Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
  2. Должности прокурорских работников.
  3. Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
  4. Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
  5. Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  6. Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
  7. Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
  8. Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
  9. Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
  10. Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
  11. Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
  12. Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.

Распространенные ошибки по теме “Как выйти на досрочную пенсию педагогам в 2022 году”

Ошибка: Учитель общеобразовательной школы полагает, что в связи с проведением пенсионной реформы ему придется ждать возможности выйти на досрочную пенсию на протяжении 5 лет, хотя право на льготное пенсионное обеспечение возникло у него в 2022 году.

Для педагогов предусмотрен переходный период, предполагающий возможность выхода на досрочную пенсию всего на полгода позднее в случае, если право на нее у льготника возникло в 2022 году. В 2022 году речь будет идти уже о 1,5 лет ожидания. К 2024 году период ожидания достигнет 5 лет.

Ошибка: Педагог рассчитывает продолжать работать в сфере преподавательской деятельности после выхода на досрочную пенсию.

Выход на пенсию “по выслуге лет” предполагает отказ от дальнейшей работы преподавателем. Трудоустройство по другим специальностям допускается.

Список льготников пенсионеров.

Важен не только стаж льготной пенсии учителей, но и включение должности в перечень, предусмотренный законодательством. Полный список содержится в Постановлении № 781 от 29.10.2002.

Среди работников, которые могут досрочно оформить пособия, отмечают:

  • директоров и их заместителей;
  • учителей;
  • воспитателей в детском саду;
  • логопедов и дефектологов;
  • социальных педагогов;
  • старших преподавателей;
  • педагогов внешкольных центров.

Для некоторых категорий имеются ограничения. Так, административные работники могут выйти на пенсию до положенного срока только при совмещении основной должности с педагогической нагрузкой от 6 часов.

Исключение составляют директора и завучи коррекционных школ, детских домов.

Педагоги кружковой и внешкольной работы, руководители детских объединений могут получить льготную пенсию, если на 1.01.2001 их стаж работы составляет не менее 16,8 лет.

Данный факт должен быть зафиксирован в трудовой книжке и приказах отдела кадров организации.

При расчете стажа педагогического работника учитываются следующие периоды:

  1. рабочее время, за которое были перечислены взносы в ПФР;
  2. время болезни, если подтверждено листом нетрудоспособности;
  3. отпуск;
  4. декрет до 6.10.1992.

Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж

Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.

Читайте также:  Инструкция по заполнению налоговой декларации на автомобиль

Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.

По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:

  • можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
  • оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).

ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:

  • иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
  • накопить необходимые пенсионные баллы;
  • с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.

Сколько нужно отработать муниципальному служащему, чтобы получать пенсию за выслугу лет

Пенсия за выслугу лет доступна не всем, а только лишь людям определенных профессий.

На нее могут рассчитывать:

  • шахтеры;
  • пожарные;
  • космонавты;
  • работники спасательной службы; ;
  • лица, являющиеся работниками рыбной отрасли;
  • люди творческих профессий;
  • медицинские работники;
  • учителя и преподаватели; ;
  • летчики-испытатели;
  • другие специальности, которые имеют вредные и тяжелые условия труда.

Мы с вами поговорим о такой категории граждан, как муниципальные служащие.

Работники этой сферы имеют право на получение пенсий за выслугу лет. Для этого необходимо иметь стаж не меньше 15 лет и выполнить определенные условия, расторгая трудовой договор или увольняясь:

  • муниципальный служащий достиг возраста для выхода на пенсию;
  • если орган власти прекратил свое действие и служащий попал под сокращение;
  • служащий достиг максимального возраста в этой должности;
  • период его полномочий на занимаемой должности вышел;
  • здоровье его не соответствует нужным условиям для работы в этой должности;

Кто относится по закону к госслужащим

Указом Президента (УП) №1141 от 20 сентября 2010 г определен перечень должностей, которые относятся к государственным служащим. Это:

  1. Государственные должности (ГД) РФ.
  2. ГД субъектов РФ
  3. Должности федеральной госслужбы, утвержденные УП №1574 от31.12.2005.
  4. Должности госслужбы субъектов РФ, утвержденные их правовыми актами.
  5. ГД, утвержденные УП № 33 от 11.01.1995.
  6. Должности прокурорских работников.
  7. Воинские должности.
  8. Должности работников налоговой полиции (федеральные органы).
  9. Должности работников таможенных органов РФ.
  10. Муниципальные должности и т.д.

Весь перечень должностей, относящихся к госслужащим перечислен в УП №1141, который находится в свободном доступе для ознакомления. Всего насчитывается 18 позиций, в некоторые из которых также внесены добавочные перечни. Все должности, которые учитываются, как государственная служба дают право работникам на дополнительные льготы в получении пенсий. Расчет пенсий госсслужащих начинается с 45 % от заработка и возможно начисление до 75% от заработка.

Повышение пенсионного возраста военнослужащим на практике

Мнение эксперта
Антонов Виктор Сергеевич
Практикующий юрист с 8-летним опытом. Специализация — военное право. Признанный эксперт права.

При повышении пенсионного возраста для гражданских пенсионеров, ситуация с военными не могла остаться в стороне. Позиция государства заключается в стремлении к справедливости.

Права людей должны уравниваться, это касается и данного случая. Так, если бы проект закона не учитывал подобные нюансы, между людьми сформировалось бы огромное расслоение.

Одни мужчины могли бы уже к 40 годам выходить на пенсию и отдыхать, либо заниматься спокойной, необременительной работой. Другим бы пришлось работать до 65 лет.

Полностью уравнивать гражданских и военных нельзя. Ведь люди, стоящие на страже Родины, нередко жертвуют многим ради службы.

Они вынуждены совершать переезды, им приходится сталкиваться с ненормированными графиками, стрессовыми ситуациями. Часть из них проходит через боевые действия.

Тем более, что и военные пенсии у них небольшие. В 2020 году в России рядовые, сержанты и ефрейторы, которые представляют собой основную часть служащих, могут рассчитывать примерно на 10 тысяч рублей.

Офицеры получают не намного больше. А с 2018 года был использован еще и мораторий на понижающий коэффициент и его изменение.

Коэффициент был актуален до начала 2019 года, составляя около 4 процентов.

Многим военным интересно было бы узнать, что сулят последние новости, произойдет ли индексация пенсии военным пенсионерам в 2019 году? В этом плане позитивные новости все же имеются. Социальные выплаты в грядущем году будут повышать, причем в 2 этапа.

Даже более того: деньги для повышения военной пенсии уже выделены бюджетом. Эти средства должны использоваться только на пенсии, для того, чтобы повысить уровень жизни отставников до максимально приемлемого – с учётом нынешних социальных условий.

Согласно условиям, прописанным в законодательстве Российской Федерации, при расчете пенсионных выплат по выслуге лет учитывается:

  1. Размер зарплаты предусматриваемой для занимаемой должности;
  2. Размер зарплаты предусматриваемой для специальных званий;
  3. Надбавки, выплачиваемые за выработанный стаж.

Вышеуказанные пункты суммируются, а после корректируются согласно второму абзацу статьи 43 законодательства Российской Федерации (Закон РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-I “О пенсионном обеспечении лиц…”).

Данная корректировка включает в себя:

  1. Умножение полученной суммы на показатель в 66,78% с 01.10.2015.
  2. Умножение полученной суммы на показатель в 69,45% с 01.02.2016.
  3. Умножение полученной суммы на показатель в 72,23% с 01.02.2017 (законопроект № 15473-7 принят в третьем чтении Государственной Думой в декабре 2016 года и утверждён Советом Федерации в бюджете на 2017 год).
  4. 2018 год никаких изменений не было (на февраль 2018 года).
  5. Умножение полученной суммы на показатель в 73,68% с 01.10.2019 (Федеральным законом РФ от 02.12.2019 № 381-ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации” О пенсионном обеспечении лиц….)
  6. Показатель 73,68% не изменился с 01.01.2020.
  7. С 01 января 2022 года составляет 74% (Федеральный закон от 06.12.2021 № 396-ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации” О пенсионном обеспечении лиц….).
  8. С 01 января 2023 года составляет 85,47 % от размера указанного денежного довольствия (Федеральный закон от 05.12.2022 № 471-ФЗ “О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации” О пенсионном обеспечении лиц…”)

Минимальная пенсия в России на сегодня по регионам

Поскольку неработающий пенсионер не может в месяц получать меньше промежуточного минимума, то можно с уверенностью полагать, что в каждом российском регионе min пенсия и прожиточный минимум – величины равные.

При этом, если пенсионеру полагается расчётно пенсия меньше прожиточного минимума, то ему автоматически начисляется доплата на недостающую разницу.

Мin пенсия по регионам РФ в 2023г.:

Округа № п/п Регионы ПМП, руб. Округа № п/п Регионы ПМП, руб.
Центральный ФО 1 Белгородская 10 385 Центральный ФО 11 Московская 14 858
2 Брянская 11 854 12 Орловская 11 497
3 Владимирская 11 992 13 Рязанская 11 015
4 Воронежская 11 261 14 Смоленская 11 992
5 Ивановская 11 497 15 Тамбовская 11 763
6 Калужская 11 868 16 Тверская 11 992
7 Костромская 11 502 17 Тульская 12 239
8 Курская 11 036 18 Ярославская 11 868
9 Липецкая 10 665 Северо-Западный ФО 19 Карелия 15 374
10 Москва * 16 257/23 313 20 Коми 15 158
(*) В Москве две минимальные пенсии – 16257 – равна прожиточному минимуму, а 23 313 руб. – городской стандарт для определённых категорий москвичей
Северо-Западный ФО 21 Архангельская 14 341 Северо-Кавказский ФО 31 Ингушетия 11 621
22 Вологодская 12 486 32 Кабардино-Балкария 13 228
23 Калининградская 12 733 33 Карачаево-Черкессия 11 374
24 Ленинградская 12 733 34 Северная Осетия-Алания 11 127
25 Мурманская 20 188 35 Чеченская 11 868
26 Ненецкий ао 23 063 36 Ставропольский 11 127
27 Новгородская 12 116 Южный ФО 37 Адыгея 10 632
28 Псковская 12 239 38 Калмыкия 11 744
29 Санкт-Петербург 12 981 39 Крым 11 992
30 Дагестан 11 250 40 Астраханская 11 992
Южный ФО 41 Волгоградская 10 660 Приволжский 51 Чувашия 10 632
42 Краснодарский 11 868 52 Кировская 11 358
43 Ростовская 11 621 53 Нижегородская 11 621
44 Севастополь 12 486 54 Оренбургская 10 755
Приволжский 46 Башкортостан 11 990 56 Пензенская 10 660
47 Марий Эл 10 879 57 Пермский 11 374
48 Мордовия 11 021 58 Самарская 11 621
49 Татарстан 10 508 59 Саратовская 10 385
50 Удмуртия 11 003 60 Ульяновская 11 003
Уральский ФО 61 Курганская 11 621 Сибирский ФО 71 Иркутская 13 105
62 Свердловская 12 116 72 Кемеровская 11 250
63 Тюменская 12 363 73 Красноярский 13 722
64 Ханты-Мансийский ао 16 951 74 Новосибирская 12 666
65 Челябинская 11 808 75 Омская 11 348
66 Ямало-Ненецеий ао 17 994 76 Томская 12 044
Сибирский ФО 67 Алтай 11 621 Дальневосточный ао 77 Бурятия 13 475
68 Тыва 12 486 78 Саха (Якутия) 18 667
69 Хакасия 12 610 79 Амурская 14 660
70 Алтайский 2 065 80 Еврейская ао 16 664
Дальневосточный ао 81 Забайкальский 14 464 Дальневосточный ао 85 Сахалинская 16 813
82 Камчатский 22 694 86 Хабаровский 16 486
83 Магаданская 21 511 87 Чукотский ао 30 906
84 Приморский 14 711

Можно ли уйти на пенсию по стажу, а не по возрасту

Досрочник по стажу – льгота, введённая одновременно с переходным периодом, чтобы облегчить переход на более высокие пенсионные сроки. Чтобы воспользоваться этой льготой, надо немного по-другому считать страховой (ещё его стали называть пенсионным) стаж – засчитываются только периоды, когда работодатель платил за работника взносы в ПФ, плюс периоды болезни, оформленные больничными листами.

Периоды, которые только при льготе не засчитываются в пенсионный стаж:

  • уход за ребёнком;
  • армейская служба;
  • уход за инвалидом I группы, 80-летним человеком, ребёнком-инвалидом;
  • период безработицы, оформленный пособием.

Требуется достичь определённого возраста – 60/55 при стаже 42/37. И после окончания переходного периода досрочно можно выйти на пенсию по стажу только на 2 года раньше срока.

Для получения льготы надо подать за явление с необходимыми документами в Соцфонд – в самом отделении или через портал Госуслуги, либо в МФЦ (лично).

Сотрудники ПФР принимают решение не позднее 10 дней с момента подачи документов. После принятия бумаг специалист ПФР выдает расписку, в которой указана дата приема. С этого момента исчисляется 10 дней.

При отрицательном решении сотрудники ПФР обязаны письменно и по телефону известить будущего пенсионера о причинах отказа и разъяснить ему его права на получение этого вида пенсии.

При положительном решении пенсия будет назначена с начала возникновения права пенсионера на получение данной выплаты. Но заявление должно быть подано в течение первого года с момента возникновения права на это.

Если документы поданы позже, пенсия будет выплачиваться с начала месяца, в котором последовало обращение в ПФР.

Если при обращении будущий пенсионер некорректно заполнил заявление или представил не полный комплект необходимых документов, ему дается возможность донести нужные бумаги в течение 3 месяцев.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...