1.Причины возникновения и условия распространения взяточничества.

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «1.Причины возникновения и условия распространения взяточничества.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Очень важно для правильной квалификации взяточничества и назначения наказания точно устанавливать размер переданной взятки в денежном выражении. В последние несколько лет размер наказания за такие преступления стал заметно больше.

Пристатейный библиографический список

  1. Борков В. Новая редакция норм об ответственности за взяточничество: проблемы применения // Уголовное право. 2011. N 4.
  2. Гаухман Л.Д. Квалификация преступлений: закон, теория, практика. М.: АО «Центр ЮрИнфоР», 2003.
  3. Капинус О. Изменения в законодательстве о должностных преступлениях: вопросы квалификации и освобождения взяткодателя от ответственности // Уголовное право. 2011. N 2.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) включен в информационный банк согласно публикации — ИНФРА-М-НОРМА, 2000.

  1. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / Под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева. М.: Издательская группа Норма-Инфра-М. 1998.
  2. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М.: Юристъ, 2001.
  3. Курс уголовного права. Общая часть. Т. 1. Учение о преступлении: Учебник для вузов / Под ред. Н.Ф. Кузнецовой, И.М. Тяжковой. М.: ИКД «Зерцало-М», 2002.
  4. Рарог А.И. Сомнительная коррекция института соучастия // Уголовное право: истоки, реалии, переход к устойчивому развитию. Материалы VI Российского конгресса уголовного права (26 — 27 мая 2011 г.). М.: Проспект, 2011.
  5. Тер-Акопов А.А. Преступление и проблемы нефизической причинности в уголовном праве. М.: ЮРКНИГА, 2003.
  6. Трайнин А.Н. Избранные труды / Составление, вступительная статья Н.Ф. Кузнецовой. СПб.: Изд-во «Юридический центр Пресс», 2004.
  7. Трайнин А.Н. Общее учение о составе преступления. М., 1957.

Штраф или ограничение свободы грозит за взяточничество

Например, ответственность за преступное деяние, квалифицируемое по ст.290 УК России в 2016 году существенно возросла. По новым поправкам, набравшим силу в этом году ответственность в виде выплаты штрафа стало возможным назначать или кратно сумме полученной взятки, или в виде фиксированной суммы в размере 5 млн. руб.

Согласно правовым нормам ст.290 УК России предусматриваются следующие виды ответственности:

  • В части 1-ой – принудительная изоляция не более чем на 3 года; исправительный труд не более чем 2 года; выплата штрафных санкций от 10-ти до 50-ти кратного размера стоимости ценностей, принятых взяточником или выплата фиксированной суммы в 1 млн. руб.
  • В части 2-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, квалифицируемые как в значительном размере (от 25 до 150 тыс.руб.) – принудительная изоляция не более чем 6 лет; выплата штрафных санкций от 30-ти до 60-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или выплата фиксируемой суммы в 200 тыс. руб.
  • В части 3-ей за получение ценностей и противоправные действия – принудительная изоляция в пределах 3-8 лет; выплата штрафных санкций от 40 до 70-ти кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 500 тыс. руб. до 2 млн. руб.
  • В части 4-ой за принимаемые взяточником материальные ценности, занимающим пост в госорганах федерального, регионального, муниципального уровня – принудительная изоляция не менее чем на 5 лет и не более чем на 10 лет; выплата штрафных санкций от 60-ти до 80-ти кратного размера стоимости принятых взяточником материальных ценностей или фиксированной суммы в пределах от 1 млн. руб. до 3 млн. руб.
  • В части 5-ой за участие в преступном сообществе, требование передачи имущественных ценностей и получение их, квалифицируемой, как в крупном размере (от 150 тыс. руб. до 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 7 лет до 12 лет; выплата фиксированного штрафа в пределах от 2 млн. руб. до 4 млн. руб.; выплата штрафа в размере от 70-ти до 90 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей.
  • В части 6-ой за получение материальных ценностей взяточником, квалифицируемой как особо крупная (более 1 млн. руб.) – принудительная изоляция в пределах от 8–15 лет; выплата штрафных санкций от 80-ти до 100 кратного размера стоимости полученных взяточником материальных ценностей либо фиксированного штрафа в размере от 3 млн. руб. до 5 млн. руб.

Объективная сторона посредничества во взяточничестве

Определенную сложность представляет уголовно-правовая оценка случаев, когда лицо преподносит материальное вознаграждение субъекту, близкому для должностного лица, однако без ведома последнего и с надеждой, что «одаряемый», используя данный факт, склонит чиновника к служебному поведению, выгодному для «дарителя». Не стоит отрицать, что в действиях организаторов сего мероприятия имеет место взяточничество, квалифицируемое, соответственно, как оконченные дача взятки и посредничество во взяточничестве при условии, если осведомленное о материальном вознаграждении его близкого должностное лицо не станет возражать против такого «подарка» и вознамерится совершить требуемые действия (бездействие) по службе. Согласие должностного лица, санкционировавшего незаконное принятие материальных ценностей близким ему в силу родственных или иных отношений физическим посредником, действующим по поручению взяткодателя, образует оконченный состав получения взятки . При его несогласии с фактом принятия близким ему человеком материального вознаграждения, действия последнего следует квалифицировать как посредничество во взяточничестве, а действия лица, преждевременно вознаградившего посредника — как покушение на дачу взятки.

Читайте также:  Минимальный размер пенсии в Ростовской области в 2023 году

В. Бор ков полагает, что действия близких родственников, которые пользуются услугами и материальными ценностями, заведомо полученными в виде взятки, не являются преступными, поскольку «в отличие от близких, являющихся посредниками получения взятки, близкие — «потребители» уже полученных материальных ценностей, не принимают участие во взяточничестве»80. В качестве примера ученый приводит следующий случай из практики Омского областного суда: «Так, начальник бюро медико-социальной экспертизы «зная, что в зависимости от группы инвалидности возникает право гражданина на получение социальной помощи в виде денежных выплат и льгот, с целью получения взятки … умышленно снизил К. группу инвалидности, нарушая законные интересы последнего». После получения от потерпевшего 20 тыс. руб. он сразу передал их супруге для оплаты оказанных ей услуг по зубному протезированию»81.

По нашему мнению с оценкой В. Боркова согласиться нельзя. В приведенном примере действия супруги начальника бюро медико-социальной экспертизы, безусловно, нельзя расценивать как посредничество или иное соучастие во взяточничестве, ибо таковые возможны только на стадии приготовления и покушения на получение взятки. Однако основание уголовной ответственности в ее действиях, при условии, если она действительно знала о преступном происхождении указанных денег, все же присутствует. Содеянное должно квалифицироваться по ст. 175 УК РФ, как заранее не обещанные приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем. Таким имуществом признаются любые вещи, полученные в результате совершения преступлений, в том числе получения взятки82.

Состав преступления посредничество во взяточничестве

Обратите вниманиеВ отличии от взятки, где объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, в случае коммерческого подкупа объектом будут коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.

Субъекту преступления должно исполнится 16 лет на день совершения противоправных действий. Если посредником выступает ребёнок младше этого возраста, он не может быть привлечён к уголовной ответственности по ст.291.1.

Субъективная сторона противоправного деяния предполагает прямой умысел, то есть преступник должен осознавать характер своих действий и понимать, что его помощь направлена на содействие взяточничеству.

Тяжесть и срок давности

Часть статьи 291.1 УК РФ Степень тяжести Давность наступления ответственности
(с даты совершения)
1 средняя 6 лет
2 тяжкая 10 лет
3 тяжкая 10 лет
4 особо тяжкая 15 лет
5 тяжкая 10 лет

Статья 291.1 УК РФ. Посредничество во взяточничестве — последняя редакция

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —
наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Это сравнительно «молодое» преступление, в самостоятельный состав оно выделено в 2011 году, когда законодатель дополнил УК РФ новой статьей 291.1 «Посредничество во взяточничестве». По этой норме установлено наказание фактически за 2 самостоятельных состава преступления — «помощь» взяточникам и обещание или предложение ее оказать.

До указанного момента предусмотренные статьей деяния рассматривались как соучастие в преступных деяниях, связанных со взяточничеством, квалифицировались по статьям 290 «Получение взятки», 291 «Дача взятки» с указанием ст. 33 УК РФ, наказание назначалось по ним же.

Читайте также:  УВОЛЬНЯЕМ ЗА НЕОДНОКРАТНОЕ НЕИСПОЛНЕНИЕ ТРУДОВЫХ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Статистика показывает, что «помочь» взяткополучателям и взяткодателям в достижении их цели не так уж мало. Так, за 10 месяцев 2020 года органами правоохраны зарегистрировано 825 фактов посредничества во взятке, что на 13,2% больше, чем за тот же период 2017 (729).

Посредничество в даче взятки

Другой вид противозаконной деятельности взяткодателя и/или получателя взяток заключается в реализации или достижении соглашения между ними о доставке и получении взяток, в значительной степени может быть выражен различными мерами.

Пример 1

Например, в организации встреч потенциального взяткодателя и получателя в определенном месте (в сельской местности, в ресторане и т. д.). Согласовании между ними размера и вида вознаграждения, которое должен получить взяточник. В то же время необходимо указать, что действия посредника были направлены только на реализацию или достижение соглашения между взяткодателем и взяточником о получении и доставке взяток.

К тому же, необходимо помнить, что состав посредничества при взяточничестве имеет место, когда речь идет о даче и получении взятки крупного объема, то есть, если стоимость ценных бумаг, суммы денег, имущественных прав, услуг имущественного характера и другого имущества превышает 25 тысяч рублей. Преступление (часть 1 статьи 291 УК РФ) имеет официальный состав и считается совершенным, когда должностное лицо приняло хотя бы часть из переданных ценностей.

Тот, кто совершает мнимое посредничество, уже соответствующим предложением потенциальному взяткодателю, даже произнесением нескольких слов совершает одно или несколько (оконченных или неоконченных) преступлений7:

  • мошенничество, т. е. хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 159 УК РФ). Наказание (по ч. 4) – лишение свободы на срок до 10 лет со штрафом в размере до 1 000 000 руб., или в размере заработной платы, или иного дохода осужденного за период до 3 лет либо без такового и т.д.;
  • обещание или предложение посредничества во взяточниче- стве – ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Наказание – лишение свободы до 7 лет со штрафом в размере до 60-кратной суммы взятки, или штрафа в размере до 500 000 000 руб. с лишением права занимать определённые должности и т.д.

Ответственность за пособничество

Санкции статья 291.1 УК РФ крайне суровы, что соответствует общему уровню общественной опасности данного правонарушения. В состав возможных видов наказания входят:

  1. штраф;
  2. лишение свободы.

Никакие иные санкции за пособничество не предусмотрены, зато в качестве дополнительных видов наказания по каждой части статьи зафиксированы лишение права занимать должности или заниматься деятельностью, которые определит суд в своем приговоре.

Важное правило, которое позволяет виновному лицу полностью избежать ответственности, сформулировано в примечании к ст. 291.1 УК РФ. Если посредник добровольно сообщит в уполномоченные правоохранительные органы о совершенном противоправном деянии, либо будет активно помогать в расследовании и пресечении преступления, он подлежит освобождению от любых видов наказания.

Размер возможных санкций подчеркивает особую важность и актуальность борьбы с коррупцией и взяточничеством. В частности, даже минимальный размер санкции в виде штрафа, за пособничество без квалифицирующих признаков, будет составлять до 700 тыс. руб., либо в размере зарплаты виновника за период до одного года. Еще одной альтернативой расчета суммы штрафа является сумма взятки, размер санкции в этом случае может превышать ее от 20 до 40 раз.

Лишение свободы, как возможная мера наказания, варьируется в следующих пределах:

  1. по части первой – до четырех лет;
  2. по второй – от трех до семи лет заключения;
  3. по части третьей – от пяти до десяти лет срока;
  4. часть четвертая – от семи до двенадцати лет заключения;
  5. по пятой части – до семи лет.

Приговор, предусматривающий заключение преступника, может дополнительно предусматривать обязанность по выплате штрафа в доход государства. Данная карательная мера не является обязательной, вопрос о ее применении решается судом исходя из общественной опасности действий виновного лица.

Уголовным кодексом посредничество при даче взятке до 2011 года рассматривалось как соучастие в столь непозволительном процессе. На сегодняшний день акт посредничества был выделен в отдельную статью, где указывается, что нарушитель в этом случае помогает виновнику совершить преступление.

Важно! Согласно закону, а именно – статье 291.1 УК РФ, посредничество – это добровольная передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя, а также другие деяния, необходимые для достижения договоренности между этими двумя лицами.

Таким образом, посредник представляет интересы не только того, кто ждет получения денежного вознаграждения, но также того, кто это вознаграждение передает. Что касается того, как может происходить посредничество, то судебная практика выделяет несколько методов.

Читайте также:  Оформление сделок купли-продажи квартиры без риэлтора в 2023 году

Зарубежное уголовное законодательство об ответственности за посредничество во взяточничестве

Статья 16 этой же Конвенции предусматривает положения, ориентированные на противодействие подкупу иностранных публичных должностных лиц и должностных лиц публичных международных организаций:

1) каждое государство принимает такие законодательные и другие ме ры, какие могут потребоваться, с тем чтобы признать в качестве уголовно на Сказуемых следующие умышленные деяния: обещание, предложение или пре-доставление иностранному публичному должностному лицу или должностному лицу публичной международной организации, лично или через посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей для получения или сохранения коммерческого или иного неправомерного преимущества в связи с ведением международных дел;

2) каждое государство рассматривает возможность принятия таких за конодательных и других мер, какие могут потребоваться, с тем, чтобы при знать в качестве уголовно наказуемого такие умышленные деяния, как вымо гательство или принятие иностранным публичным должностным лицом или должностным лицом публичной международной организации, лично или че рез посредников, какого-либо неправомерного преимущества для самого должностного лица или иного физического или юридического лица, с тем чтобы это должностное лицо совершило какое-либо действие или бездействие при выполнении своих должностных обязанностей.

Сходные положения в рассматриваемой Конвенции предусматриваются в ее статье 21 применительно к подкупу лица, которое руководит работой организации частного сектора или работает, в любом качестве, в такой организации. При этом в целом действие Конвенции, по мнению государств-участников, должно распространяться на служащих национальных и иностранных государственных, негосударственных секторов, международных организаций.

Важным представляется положение, закрепленное в ч. 1 ст. 27 данной Конвенции, согласно которому каждое государство принимает такие законодательные и другие меры, какие могут потребоваться, для того, чтобы «при-ч знать в качестве .уголовно наказуемого деяния,, в соответствии v со/ своим внутренним законодательством, участие в любом качестве, например, в качестве сообщника, пособника или подстрекателя, в совершении какого-либо преступления, признанного таковым в соответствии с настоящей Конвенцией». Считаем, что данное положение вовсе не указывает на необходимость создания самостоятельных норм об ответственности за те или иные виды соучастия в даче или получении взятки, а обязывает государства принимать законодательные меры, направленные на то, чтобы данные виды не оставались вне сферы уголовной ответственности. То есть, если содействие взяточничеству охватывается функциями организатора, подстрекателя или пособника, предусмотренными частями 3, 4 и 5 статьи 33 УК РФ, то соответствующие виды соучастия рассматриваются как уголовно наказуемые деяния, что согласуется с приведенным положением рассматриваемой Конвенции. При этом единственной разновидностью существенного содействия совершению получения и дачи взятки, не охватываемой институтом соучастия в преступлении, на наш взгляд, является посредничество в таких общественно опасных действиях, заключающееся в фактической передаче предмета взятки v i»: по поручению или с согласия взяткополучателя или взяткодателя. Поэтому считаем, что именно такое посредничество и должно было найти свое отражение на уровне самостоятельной статьи главы 30 УК РФ.

Как уже отмечалось выше, противодействие преступности в современных условиях невозможно представить без организации и осуществления международного сотрудничества в данной сфере правоохранительной деятельности. Очевидно, что наиболее тесно данное сотрудничество должно осуществляться между близлежащими государствами, в нашем случае — между бывшими республиками СССР. Возникшие после прекращения существования СССР самостоятельные государства имеют сходные исторические и правовые предпосылки для создания единой системы взаимодействия в к борьбе с преступностью. Необходимость такого взаимодействия обусловлена и современными криминологическими реалиями: рост организованности преступности, приобретение последней транснационального характера, проникновение криминалитета практически во все властные государственные и муниципальные структуры, увеличение числа коррупционных преступлений.

Приведенные обстоятельства подчеркивают актуальность и важность сравнительно-правового анализа действующего на территории стран-участниц Содружества Независимых Государств уголовного законодательства об ответственности за различные виды преступлений, в том числе и за посредничество во взяточничестве.

Уголовным кодексом посредничество при даче взятке до 2011 года рассматривалось как соучастие в столь непозволительном процессе. На сегодняшний день акт посредничества был выделен в отдельную статью, где указывается, что нарушитель в этом случае помогает виновнику совершить преступление.

Важно! Согласно закону, а именно – статье 291.1 УК РФ, посредничество – это добровольная передача взятки по просьбе взяткодателя или взяткополучателя, а также другие деяния, необходимые для достижения договоренности между этими двумя лицами.

Таким образом, посредник представляет интересы не только того, кто ждет получения денежного вознаграждения, но также того, кто это вознаграждение передает. Что касается того, как может происходить посредничество, то судебная практика выделяет несколько методов.


Похожие записи:

Напишите свой комментарий ...